пятница, 26 февраля 2010 г.

35 лет.

Николай Доризо "Меч Победы".
Год издания - 1975.
Николай Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодаре. Рос будущий поэт в кубанской станице Павловской. Вот как он говорит о своей станице, о своем отношении к ней: «В Павловском районе на Кубани, где прошло мое детство, существует добрый обычай: каждому новорожденному вручается бронзовая медаль со строкой напутствия - «Расти достойным гражданином СССР. Я испытал подлинное волнение, когда совсем недавно меня удостоили этой медали». Писались эти слова в 1973 году, но и сегодня он может с честью считать себя гражданином своей страны, сыном своего времени.
Медалью этой награжден
В родной станице, на Кубани,
Друзья мои, односельчане,
Я как бы вновь на свет рожден!
Медаль рожденья моего—
То солнце, первое на свете,
Вот здесь увидел я его,
А вместе с ним — просторы эти.
По деревцу, по кирпичу,
По бревнам старого колодца
Я детство давнее ищу,
Как будто вновь оно вернется.
Немалый путь был много пройден
С неповторимых тех времен.
Жизнь не медаль, а высший орден.
Которым был я награжден!
Сочинять стихи начал очень рано и опубликовал их впервые в 15-летнем возрасте (1938) в газете «Пионерская правда». Н. Доризо вспоминает: «1938 год - это год и моего первого настоящего горя. Я потерял отца, репрессированного в 1938 году, умершего в тюрьме и в наши дни реабилитированного». Отец писателя, адвокат, происходил из самых древних греческих фамилий, знал семь языков, окончил юридический факультет Петербургского университета.
Среднюю школу Н. К. Доризо окончил в 1941 году в Ростове-на-Дону. А дальше была война. О ней Николай Константинович пишет так: « Война меня многому научила. Это была школа, заставлявшая писать о том, что видел и пережил».
Вернувшись с войны, Николай Доризо поступил в Ростовский университет. В 1948 году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах», которая в основном отражает военные впечатления.
В 1957 году Н. К. Доризо окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького.
После сборника «На родных берегах», изданного в 1948 году, выпустил несколько десятков- книг стихов. В их числе: «Мы — мирные люди», «Встреча с тобой», «Верю, люблю, пою!», «Имя моё — человек», «Люблю писать в дороге...», «Седьмое чувство», «Ровесникам нашей Победы», «Свежесть», «Место действия — Россия», «Военные поезда», «Разные судьбы», «Земля моей первой любви», «Меч Победы», «Нас водила молодость...» «Звенья», «Строфы», «Парадоксы», «Я прохожу по строчечному фронту», «Но как на свете без любви прожить...».
Н. К Доризо наиболее известен как поэт-песенник. Каждому кубанцу известна созданная им с содружестве с композитором .Григорием Пономаренко песня «Краснодарская улица Красная». Автор стихов к песням «Огней так много золотых на улицах Саратова», «Как на свете без любви прожить», «Почему ж ты мне не встретилась...» из кинофильмов «Дело было в Пенькове», «Простая история», «Разные судьбы».
Печатался также как драматург. Выпустил собрание сочинений в трёх томах. Пробовал себя в качестве пушкиниста. За книги «Пока деревья есть на свете» и «Я сочинил когда-то песню» удостоен звания лауреата Государ­ственной премии РСФСР им. А. М. Горького.
Член СП СССР с 1953 года. Член Высшего творческого совета СП России. Награждён многими орденами и медалями.
Почётный гражданин Краснодара. 
Живёт в Москве.


 
Мне двадцать лет.
Гремит трехтонка.
Со мною
   в кузове
    девчонка.
Вокруг
смертельная война.
Навстречу нам
грохочут взрывы.
А я беспечный 
и счастливый...
И вдруг
внезапно - 
тишина.
И пенье птицы
почему-то,
И почему-то
в окнах утро...
И сна
засвеченная пленка.
Засвеченная пленка сна.

Песня ветеранов.
Какие б песни мы не пели,
Поем мы песни той войны.
Давно мы сняли с плеч шинели,
Но снятся нам все те же сны.

Под Ленинградом и под Керчью,
Куда бы мы с тобой не шли,
Война выходит нам на встречу
На всех путях родной земли.

Нам, ветеранам, и доныне,
Доныне быть на той войне.
Война окончилась в Берлине,
Но не окончилась во мне.

НА МАЛОЙ ЗЕМЛЕ

Горят в родном Новороссийске
Огни прибрежных маяков,
В Новороссийске обелиски
Стоят в честь павших моряков.
Здесь моряки дрались на Малой
Изрытой минами,земле,
На мостовой от крови алой,
В грохочущей и дымной мгле...
Заря проснулась над холмами,
Росою вымыты поля,
Большими ратными делами
Известна Малая земля!
Где морякам пришлось сражаться
В который раз ходить в штыки,
Там виноградники толпятся,
Побегов вьются завитки.
Склонилась женщина над ними,
И гроздья на нее глядят
Глазами черными, живыми
Стоявших насмерть здесь солдат.
И женщине ответить надо
Своим трудом тебе, народ,
На подвиг каждого солдата
На каждый шаг его вперед!
Ответить спелыми плодами
Тебе, любимая страна,
И трудовыми орденами
На боевые ордена!
Перед ответами такими
Слова почтительно молчат,
Когда лучами золотыми
Между собою говорят
Звезда погибшего героя,
Звезда работницы простой,
Которая на поле боя
Взрастила виноград литой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий